Мста 2015

Водная школа турклуба МГТУ им. Баумана в середине апреля, аккурат на день космонавтики, организовала выезд на реку Мста Новгородской губернии — для отработки практических навыков сплава на байдарках и катамаранах. Я, в общем-то, и не узнал бы никогда об этом, не будь мои друзья учениками этой школы. Москва меня порядком достала, так что выезд оказался как нельзя кстати. Быстро закинув шмурдяк и вещи друзей в багажник, отчалили от МКАДа ровно в полночь, между пятницей и субботой.

Рейдер изучает плавсредства "в натуре".

Рейдер изучает плавсредства в деталях.

Конечная точка маршрута — порог «Лестница» на реке Мста. Географически — чуть-чуть не доезжая до пос. Боровичи. И ехать туда надо по трассе Москва — Санкт-Петербург. Это было мое первое с ней основательное знакомство, ранее я дальше Солнечногорска по ней не ездил. Поэтому я, будучи наслышан о пробках в Вышнем Волочке, побаивался встрять там на пару часов. Но поскольку я был в полной уверенности, что объезд уже сделали платным — поехал таки через город. Но ничего, нигде не стояли. Оно, конечно, и неудивительно, в три-то утра, но тем не менее — сомнения у меня были. Оказалось, что черт не так страшен, как его малюют!

Последние километры — это съезд с трассы в районе Валдая. После относительно неплохой трехполосной дороги качество асфальта на отворотке до Боровичей удручало. Были даже грунтовые участки. Я-то привык к подобным проселкам, и поначалу держал скорость около сотни, но второй экипаж на Тюссоне попросил по рации сбавить ход — мол, жить охота, почти приехали ведь. Оставшиеся 30-40 километров пилили чуть ли не час, с остановками на пофотографировать. Уже рассветало, и лично для моих расшатанных нервов восход на абсолютно пустой трассе был лучше всякой микстуры. За все эти километры после съезда с трассы мы встретили только 3 (прописью ТРИ) машины.

Рассвет по дороге на Мсту

После московского траффика — это счастье. Даже не смотря на убитый асфальт.

База "Горная Мста"

К базе «Горная Мста» (где они тут горы нашли?) прибыли уже к шести утра.

Порог Лестница на р. Мста (Боровичи)

Вот она, «Лестница».

Естественно, мы не были первыми — две машины уже были на месте, с расставленными палатками. Жильцы одной из них мерно посапывали, с владельцами второй мы оперативно познакомились и выпили «за доезд». От них же и узнали, что объезд Волочка до сих пор открыт для всех желающих, качество дороги отменное, и 140 — это был минимум, на котором они по нему ехали. Потому и прибыли почти на час раньше, хотя выезжали мы почти одновременно. Остальные участники мероприятия в этот момент ехали в «бухлобусе», специально арендованном для выезда, и должны были прибыть (по моим подсчетам) только часам к 11 утра. Поэтому экипажи быстренько поставили палатки (освободив мне багажник), а я организовал себе чрезвычайно удобное спальное место прямо в машине.

Спальное место в Каптиве

Полноценное спальное место в Каптиве — легко! Мне даже специальный спальник строить не надо, все и так готово!

Подсчеты оказались даже несколько оптимистичными – шумная толпа водников из бухлобуса прервала мой сон только к полудню. Пока ребята ставили лагерь и сооружали свои плавательные средства я пофотографировал окрестности. Завтрак затягивался, и доедать миску каши пришлось уже практически на инструктаже.

Оперативно построенный лагерь на Мсте

Оперативно построенный лагерь

В ходе него я узнал теоретические основы управления катамараном-двойкой и даже получил совсем чуть-чуть практики.

Надо сказать, что такой бегемот как я достаточно нелепо смотрится в спасательном жилете. Еще хуже я бы выглядел в облегающем гидрокостюме, но к (не)счастью его у меня не имеется. «Чехлов на танк не шьют!» Если только на заказ.

И все равно я решился пару раз пройти порог. Впечатления, конечно, потрясающие! Все теория, кажется, полетит к черту, но оказывается, что это не так. И в большей степени ты борешься не с течением, не с управлением, а с несогласованностью с напарником. Когда начнешь попадать «в такт» — сразу все начинает получаться.

Поскольку неопренового гидрокостюма на мне не было, я ограничился двумя коротенькими сплавами через порог. Захлестнувшая меня во время второго захода вода, кстати, не показалась чрезмерно холодной, жить можно.

Вечерние посиделки у костра тоже запомнятся мне надолго. Водники – самые «оборудованные» туристы, т.к в основном их несет течение, а не ноги. И потому количество барахла, которое можно с собой взять, ограничено только грузоподъемностью плавсредства, а некоторые катамараны способны «принять на борт» несколько тонн! Учебные выезды не исключение – буквально за пару минут возле костра играли две или три гитары, раскуривались кальяны, а фотографы расчехляли свою фототехнику для потрясающих кадров.

Костер на Мсте 2015

Хорошая техника в умелых руках может отлично передать момент!

И ночь - это не только черное небо!

И ночь — это не только черное небо!

Фотография костра ночью

Ну а на мой телефон можно фотографировать только огонь. Чертовски люблю фотографировать огонь.

Фотография большого костра ночью

Большой костер для большой компании!

Ближе к полуночи несколько человек пошли в местную церковь, ведь как раз в этот день была пасха. Деревенские церкви не имеют лоска городских дворцов РПЦ, и служение там, если уж говорить честно, гораздо ближе к Богу. Ну а оставшиеся у костра атеисты несколько всю ночь поднимали тосты «Гагарин побывал! Воистину побывал!» 12 апреля, как никак.

Кстати о тостах. Впервые услышал вживую так называемый бауманский тост. Конечно, когда читаешь его на бумаге – это одно. А когда его хорошо поставленным голосом читает тот, кто знает историю тоста – совсееем другое!

За Московский,
ордена трудового красного знамени,
ордена Ленина и ордена октябрьской революции,
государственный технический университет
имени великого революционера
Николая Эрнестовича Баумана,
зверски убиенного 31 октября 1905 года
на углу немецкой слободы, в последствии названной немецкой улицей
и денисовского переулка,
агентом царской охранки Хабибулиным,
скрывающимся под кличкой Михайлов,
обрезком ржавой никелированной трубы
диаметром три четверти дюйма,
стоимостью 5 гривен ударом по голове,
ЩА КАК ЖАХНЕМ, ЖАХНЕМ, ЖАХНЕМ!

Ночью значительно похолодало. Палатки и кузова машин покрылись инеем. Что самое противное – инеем машина покрылась не только снаружи, но и внутри, и потому пуховое одеяло оказалось как нельзя кстати.

Обледеневшая Каптива

Обледеневший Рейдер.

Следующим днем мои товарищи отправились в относительно долгий сплав по реке, а я побродил по окрестностям, радуясь весеннему солнышку.

Порог Лестница на реке Мста

LG G2, кстати, офигенно "лепит" панорамы!

LG G2, кстати, офигенно «лепит» панорамы!

Решил все же поинтересоваться местным музеем. Подтолкнула меня к этому вот такая скульптурная композиция.

Надпись на памятнике: "Лоцманам Боровицких порогов. От вашего мужества более 150 лет зависела судьба столицы Российской Империи".

Надпись на памятнике: «Лоцманам Боровицких порогов. От вашего мужества более 150 лет зависела судьба столицы Российской Империи».

И стало мне интересно – это что же за стратегически важный порог такой? Потому я обратился к смотрителю, который в этот момент как раз занимался распределением новых экспонатов по стенам. Выяснилось, что музей еще не открыт, но в качестве исключения провел для меня персональную экскурсию, совершенно бесплатно. А на входе я заметил табличку, и цена в ней была то ли 50, то ли 70 рублей.

Как мне рассказали — в XVIII веке, во времена строительства Санкт-Петербурга, по этим местам проходил один из трех стратегических водных путей, по которым в молодую столицу везли товары со всей огромной страны. Поначалу грузопоток был не особо большой – пороги можно было проходить только по высокой воде, весной, да и тонуло барок немало.

Вышневолоцкая водная система

Вышневолоцкая водная система

Как всегда – нашелся тот человек, который вписал свое имя в историю. И был это по одной информации монгол, по другой – калмык, который маленьким мальчиком попал в плен к казакам. Там его заприметил купец Сердюков, выкупил, крестил и отправил учиться. После смерти Сердюкова Бароно, перекрещенный в Михаила и имевший теперь фамилию своего благодеятеля, попал в поле зрения царя Петра I, который заприметил его, и сделал своим подрядчиком.

Чуть позже Михаил Сердюков предложил Петру отдать ему в аренду и управление обветшавшую к тому моменту Вышневолоцкую водную систему. На пять лет. Мол, сделаю путь судоходным, буду копеечеку брать за проход. Царь, в свойственной ему манере, махнул рукой и велел отдать землю сразу на 50 лет – мол, чего уж там, только сделай все как надо!

Спустя пять лет грузопоток по этому пути вырос с 60-100 барок за сезон до 2000! А Михаил Сердюков стал одним из первых и самых известных гидротехников мира тех лет.

Судоходство не стояло на месте и развивалось стремительными (по тем временам) темпами. Каждые 15-20 лет приходилось реконструировать систему, чтобы она справлялась с возрастающим потоком грузов. Появились новые служащие – лоцманы – которые занимались проводкой барок (каждая из которых несла 100-120 тонн груза) по сложным порожистым участкам.

Один из вариантов барки

Один из вариантов барки

Экскурсия мне очень понравилась, категорически рекомендую. В музее много исторических экспонатов, часть из которых поднята со дна реки, так что есть не только, что послушать, но и что посмотреть.

Пока я бродил по музею, а ребята сплавлялись, пришла чудо смс-ка от МЧС, с предупреждением о штормовом предупреждении по региону. Это было совсем не в масть, т.к. все выходные стояла чудная весенняя погода, было солнечно и тепло. А теперь на горизонте уже красовалась черная грозовая туча, обещая залить все нафиг.

Пока еще оставалось немного солнца сделал пару фоток на весло.

Пока еще оставалось немного солнца сделал фотку на весло.

Торопливо скушав обед и ужин, собрали лагерь. Последние вещи грузили в машину уже под дождем – я даже удивился, насколько быстро подъем с реки превратился в жидкое месиво. Какое счастье, что автобус в низ и не полез, а газельку со шмотками эвакуировали почти в самом начале. И, главное, на вид-то все отлично, заедешь без проблем – а подиж ты, полный привод пригодился.

Ночная дорога в дождь сильно выматывает. Особенно обгоны по трехполосной трассе, когда оказываешься между попутной и встречной фурой, в дворники не справляются со всей водой, что попадает на лобовое. Спасли меня только крипи-истории от моего штурмана Наташи.

Дождь более-менее притих только на подъезде к Волочку и выходу на платный объезд. Вот тут мы оторвались от души – дорога подсохла, освещение, отбойник и мало машин. 170 км/ч на такой трассе вообще не осознаются как смертельно высокая скорость. Но, скоро этот участок станет платным, везде повесят камеры, и все снова будут ехать положенные 110-130.

К Москве подползли уже к трем утра, хотя выехали где-то в 10 вечера. Хотелось, конечно, пораньше, но лучше медленнее и гарантированно добраться, чем топить на всю железку до первого кювета или встречной фуры.

А ночной город – хорош. Тих и спокоен центр. Бегло проносятся машины по третьему кольцу. Рассосалась пробка на проспекте Андропова. Город ненадолго, буквально на пару часиков, погрузился в неспокойное, нервное забытье, изредка прерываемое ревом сирены «Скорой помощи» или «прямотоком» отдельно взятых индивидуумов. А завтра будет чудный новый день.

Не проспать бы на работу.

Мста в ИК-диапазоне. Жутковастенько, если честно.

Мста в ИК-диапазоне. Жутковастенько, если честно.

Понравилось? Расскажи друзьям!

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Оставьте комментарий

You must be logged in to post a comment.

Яндекс.Метрика