МОСКВА — АРХАНГЕЛЬСК, МАЙ 2016. ЧАСТЬ II — КЕНОЗЕРО

1

Итак, как я уже писал в прошлой части, подъем на Онежском озере оказался поздним, и на трассу Вытегра-Пудож мы выехали уже сильно за полдень. Сегодня в планах было доехать до второго пункта назначения — деревни Вершинино, что является центром Плесецкого отделения Кенозерского национального заповедника.

Совсем недалеко от выезда с Андома-горы обратно на трассу проходит граница Вологодской области и Республики Карелия. Раньше эту границу можно было даже рассмотреть — сразу за стеллой нормальный асфальт кончался. Но теперь — все выглядит очень здорово, а главное — ехать по такой дороге чертовски приятно и безопасно.

2

Но, к моему сожалению в Пудожи мы свернули с уже ставшей привычной для меня трассы в сторону Каргополя, и я понял, что дальше трассы А-119 это благолепие не распространяется. Дорога сильно ухудшилась — если раньше мы держали крейсерские 110 км/ч, то тут выше 90 разгоняться как-то не очень хотелось.  Пару раз были даже грунтовые участки, и очень много бетонки. На наше счастье было сухо. В дождь дорога от Пудожи до Каргополя кое-где резко становится однополосной — т.к. вторая полоса полностью, до грунта, разбита лесовозами.

3

Практически одновременно с пересечением границы Архангельской области начинается Кенозерский заповедник. Сразу видно, что этой дорогой редко пользуются. Я очень люблю такие моменты. Когда рядом нет других машин, вокруг тишина и вековой лес, друзья мерно посапывают в салоне, а у меня есть возможность побыть наедине с собой и Дорогой.

4

После Каргополя мы ушли в сторону Плесецка, и дорожное покрытие резко улучшилось. Правда, радость была недолгой — нам нужно было проехать чуть менее 80 километров и свернуть, не доезжая деревни Конево. Поскольку голод уже давал о себе знать — мы съехали с трассы и остановились в потрясающе красивом месте.

5

Тут я в очередной раз убедился, что газовая горелка в путешествии — вещь!

Грунтовка до Вершинино оказалась весьма приличного качества. Почти везде я спокойно ехал на четвертой передаче. Но вот что нас поразило — горы мусора на подъезде к Плесецкому отделению Заповедника. Просто огромные кучи мусора, зачем-то нежно перемолотые бульдозером. Запах — соответствующий. Что это было — мы так и не поняли. Но мне кажется, что полигон бытовых отходов рядом с национальным парком — уже перебор.

После деревни Вознесенская нас ждал понтонный мост. По правилам проезжать его положено без пассажиров, но мои спутники были только рады пройтись пешком и размять затекшие конечности. Это мне хорошо — я делом занят, баранку кручу. А они изнывают от безделья.

6

7

Солнце клонилось к закату, а потому мы решили проскочить пару интересных мест, вроде огромного деревянного моста. Решили, что осмотрим его на обратном пути.

По дороге нам встретилось множество мелких деревушек. В некоторых из них жизнь заметна только по установленным дорожным знакам. А в паре деревень и такой активности не наблюдается. Множество домов стоят заколоченные и с огромным слоем пыли на окнах.

В то же время есть несколько крупных селений, вроде Самково или того же Вершинино. Здесь все выглядит образцово-показательно — аккуратные заборчики, свежепокрашенные дома утыканы спутниковыми тарелками, и даже, если мне память не изменяет, в паре мест есть асфальт.

17

Непосредственно в Вершинино мы приехали уже часам к 9 вечера. На сайте заповедника написано, что нужно обратиться в туристический центр, оплатить там сбор и получить координаты для стоянки. Но время уже было вечернее, предпраздничное, и нам очень повезло, что возле тур.центра стояла чья-то серебристая “двенашка”. Водитель, обдав нас легким перегаром, поинтересовался, зачем мы в такое позднее время ломимся в тур.центр. Мы обрисовали ему ситуацию, он немного удивился, но взял дальнейшее руководство на себя. Сбегал внутрь, нашел там преклонных годов даму, которая начала искать кого-то, кто смог бы принять наши взносы на рекреацию природы. Таковых, увы, не нашлось — нам вообще дико повезло, что тут кто-то оказался в это время. Поэтому в ходе коллоквиума было решено отправить нас на стоянку под названием “Черные камни”.

8

Доехав до гаража местной сельхоз техники (стилизованного под зодчество прошлых веков) и свернув с бетонки на грунтовку, двенашка остановилась перед внушительных размеров грязевой ванной. Владелец двенашки объяснил, что нам по прямой осталось метров 400, дальше будет поворот налево, мы его сразу увидим, а там уже и стоянка. Женщина, что была с ним, попыталась было намекнуть нам, мол, может быть лучше в объезд, на что мужчина невозмутимо заметил — ничего, проедут. А сам поехал в обратную сторону, предупредив, что, может быть, завтра к нам заглянут за сбором. А может и не заглянут. Короче, как повезет.

Выпустив штурмана на проверку глубины я придумывал, как бы мне так половчее проскочить эту засаду. Слева был высокий обрывистый “берег”, забраться на который мне не представлялось реальным. Справа, впритык к луже, лежали бревна. Мда, патовая ситуация. И что самое главное, то ли от усталости, то ли от желания уже поскорее встать на место (смеркалось ведь уже!) я совершенно забыл про упоминание объезда и решил штурмовать здесь.

9

И, конечно же, позорно сел на пузо в паре метров от заветной кромки грязи.

Все наши усилия не принесли никакого эффекта. В ход шли доски, лопаты, тросы, трапики… Бесполезно. Машину все глубже засасывало в трясину. В какой-то момент она даже перестала раскачиваться.

Я уже однажды попадал в похожую ситуацию. Но тогда удалось загнать домкрат сбоку, поднять кузов, запихать доски под колеса и успешно выползти. Тут такой номер не прокатывал — колея очень топкая, подставить домкрат можно было только спереди или сзади, но вот площадок для подъема там нет.

11

Пришлось признать поражение и отправить ребят в деревню за трактором. Время вечернее, все сидят по домам… Но Коле и Алану повезло. Буквально первая же встреченная девочка оказалась дочкой тракториста, и ее папа согласился помочь нам, за что ему огромаднейшее спасибо!

Пока друзья были заняты поиском спасительного трактора — я не оставлял попыток самовыкопаться. Видимо, мое помутнение рассудка прогрессировало, т.к. я пошел на крайние меры — решил домкратиться за железную декоративную балку, что торчала у меня сзади. Естественно, что ничего, кроме погнутой балки, я не получил, хотя поначалу я даже воспрял духом, ибо на 20-30 сантиметров поднять машину мне удалось. Дальше балка не выдержала и начала деформироваться.

Примерно в это время мне принесли добрую весть, я плюнул на все это и стал ждать трактора. Как нам рассказал тракторист — даже он не рискует ездить по этой дороге. Объезжает слева, по тому самому высокому краю. Тянуть решили вперед, поэтому он ловко “перелетел” через наш застрявший ковчег, пока я доставал “динамику”.

Проблема оказалась в том, что к этому моменту место крепления буксировочной проушины скрылось в грязи. И найти его не представлялось возможным. Если бы проушина была воткнута — еще туда-сюда, наши бы ее в грязи… Но она была у меня в руках. Матернувшись, зацепил трос за переднюю металлическую балку, и запрыгнул в салон.

3…2…1… трактор дает газу, берет разгон, рывок, динамика тянется, я чувствую, как напрягается крепление балки, и… и начинаю молится, потому что движения нет!

Трактор чуть сдает назад, снова разгоняется, и тут я уже не выдерживаю, начинаю газовать, чтобы помочь ему. В салоне тут же завоняло сцеплением, но этому я не придал особого значения — впервые, чтоль?

10

С грехом пополам и сочным “чавк” трактору таки удалось выдернуть нас из этой грязевой ванны. Мы порасспросили тракториста, что там дальше с дорогой, и он ответил утвердительно, мол, дальше такого уже не будет, проедете нормально. Нам оставалось всего метров 300 проехать, но это заняло у нас еще минут 20.

Потому что впереди было еще одно засадное место. Не такое, конечно, красивое, как предыдущее, но тоже впечатляло. Дабы не бежать второй раз за трактором, решили быстренько организовать гать, благо с бензопилой это дело несложное.

12

И вот мы, наконец-то, приехали на место. Первое, что я сделал — это ахнул от открывшейся красотищи. Солнце скрылось за деревьями на противоположной стороне озера, но зарево от него продолжало полыхать, попутно отражаясь в зеркальной водяной глади. Невероятной красоты зрелище.

13

Уже потом я заметил и удобную беседку с монументальным столом, и огромный запас дров, и даже туалет типа “сортир” неподалеку. Шикарнейшее место.

Быстренько организовали лагерь, решив, что машиной будем заниматься уже на следующий день. К сожалению, старое кострище из-за весеннего паводка скрылось под водой, и нам пришлось выкапывать новое, уже повыше. Пока бегали туда-сюда — окончательно стемнело. В свете фар я разглядел время на часах — половина второго. Тут мой взгляд попал на небо.

Я тут же выключил фары. Потому что над нами зажигало северное сияние.

Это что-то просто невероятное — солнечное зарево подсвечивает облака снизу, невероятно яркая луна добавляет им контраста сверху, а в небе полыхают зеленые краски Сияния. Слабенького, конечно, но тем не менее! Мы даже представить не могли, что нам так повезет в середине мая.

О сне не могло быть и речь, благо на завтра была предусмотрительно назначена днёвка. Плюс сказывалось напряжение дня. До самого утра мы немного расслаблялись продуктами перегонки и дистилляции, ржали, как проклятые, залипали на небо, на костер, на сияние, разговаривали разговоры… Это была одна из самых запоминающихся ночей в моей жизни.

19

Спать мы легли часов в 8 утра, и проснулись уже сильно после обеда. Поднялся сильный ветер. Палатке было по барабану — она оказалась закрыта от него высоченной горой дров. А вот в беседке было некомфортно, т.к. ветер дул прямо в фас. И даже натяжка тента не помогла — ветер упорно проникал в беседку, сметал все со стола и оставлял то неприятно ощущение, когда все еще вроде бы нормально, но ты уже понимаешь, что шею и поясницу продуло нафиг. Поэтому в какой-то момент желание прогуляться пересилило лень и мы с Аланом пошли в деревню, попутно фотографируя места вчерашней “боевой славы” и красоты деревни Вершинино.

14

15

16

На самом деле целью вылазки был магазин. Я обещал ребятам сырный супчик, но бутилированной воды для него было маловато. Тут нам снова повезло. В деревне два или три магазина, но естественно, что 9 мая они все рано закрылись (если вообще работали). Но тут мы заметили возле одного из них шевеление — хозяйка открыла дверь и впустила пару молодых людей. Набравших храбрости и извинившись за вторжение, мы таки получили заветные пятилитровки и пару бутылок богомерзкой кока-колы.

18

На выходе из магазина к нам присоединился местный собакен, который благодушно подставлял пузо еще вчера, когда мы только подъехали к тур.центру. В этот раз от него отвязаться не получилось, поэтому в лагерь мы пришли в сопровождении охранника.

Второй вечер на Черных камнях продолжал радовать. Снова небо зажигало и радовало красками. Я отправился спать около полуночи, ребята еще продолжали сидеть и слушать музыку. И где-то в два или три часа ночи мои спутники, решившие таки тоже отчалить в царство Морфея, разбудили меня со словами — “Вань, машина не закрывается и не заводится”. И тут я понял, что сдох аккумулятор.

20

Понравилось? Расскажи друзьям!

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Оставьте комментарий

You must be logged in to post a comment.

Яндекс.Метрика